Архив новостей сайта

31.10.05
А. Пахмутова. Концерт для трубы с оркестром
Скитаясь по российским сетевым горам и долинам, я обнаружил "Концерт для трубы с оркестром" всеми нами недавно несправедливо забытой Александры Николаевны Пахмутовой. Да, да, той самой, у которой устремлено летали олимпийский мишка, орлята с Гагариным и трусы не играли в хоккей. Впечатление от симфонической музыки верной дочери Комсомола, Космоса и Добронравова можно охарактеризовать фразой, сказанной одним интеллигентным профессором (с бородкой клинышком и в очках) своей ученице, которая самозабвенно на рояле наяривала что-то из Скрябина: "Это вам, милочка, на на [censored] скакать. Вдумчивее, вдумчивее". Мнение профессора никоим образом не относится к песенному творчеству Пахмутовой. Песни у нее действительно замечательные. "Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя..." Для "новых русских" сочинителей песен Пахмутова еще надолго останется недосягаемым идеалом. За открытый доступ к музыке и нотам в интернете Александре Николаевне – огромный респект!

Партитуру, клавир и записи концерта (лучшая - в исполнении Тимофея Докшицера) можно скачать отсюда.



28.10.05
Н.А.Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с оркестром
Н. А. Римский-Корсаков полюбил духовые инструменты с молодости. Он много лет служил инспектором духовых оркестров Морского ведомства. Неся военную службу в Кронштадте, он организовал там регулярные концерты духового оркестра.
На собственные средства Римский-Корсаков приобрёл тромбон, кларнет и флейту. И только после того, как научился играть на этих инструментах, стал писать для них музыкальные сочинения. Это поведение Н. А. Римского-Корсакова может послужить примером для многих современных композиторов, которые пишут музыку для духовых инструментов, плохо зная их специфику и возможности. Н. А. Римский-Корсаков много играл на кларнете и тромбоне и в своих письмах жаловался, что на тромбоне ему плохо даются верхние звуки.
Концерт для тромбона и духового оркестра в переложении для тромбона и фортепиано с удовольствием играют современные музыканты. Это произведение часто присутствует в обязательных программах на Всероссийских и Международных конкурсах музыкантов-исполнителей.

Полный текст статьи на сайте Евгения Фёдорова



17.10.05
Пауль Хиндемит. Соната для трубы и фортепьяно
Хиндемит ставил перед собой задачу написать для каждого инструмента по сонате, и, как ни странно - он эту задачу почти выполнил. Однако соната для трубы и фортепьяно стоит особняком в творчестве композитора. Это произведение Хиндемит написал в 1939 году в эмиграции, в Швейцарии, поскольку в Германии пришедшие к власти нацисты объявили его искусство "дегенеративным", а в официальной прессе начали против него кампанию травли. Даже высшее нацистское руководство не оставило фигуру композитора без внимания. Так, Йозеф Геббельс, выступая в берлинском дворце спорта, назвал Хиндемита "атональным производителем шумовых помех".

Соната для трубы — одно из самых значимых сочинений Хиндемита. По глубине мысли и драматизму соната не уступает самому известному произведению композитора - симфонии "Художник Матис". Аннексия Австрии, оккупация Чехословакии, начало 2-й мировой... Ветер безысходности веет над Европой, привычный мир рушится, и, кажется, что спасение не придет никогда. Мрачную атмосферу особо подчеркивает завершение траурного финала сонаты хоралом Иоганна Себастьяна Баха "Все люди должны умереть".

Мне кажется, что это лучшее произведение для трубы, которое было написано в 20-м веке.

22.07.2007
Статистической комиссией управления Вселенной (в составе одного человека) был завершен первый опрос, проводившийся на страницах моего сайта. В опросе участвовал 301 респондент.

И вот его результаты:

Как по-вашему, современная классическая музыка, это...

1. Органическое продолжение традиций классиков. - 38 %
2. Последний лоскут на голом короле современной культуры. - 22%
3. Экзотическое средство самовыражения, недоступное для понимания непрофессионалов. – 20%
4. Увядающая ветвь древа культурного наследия. – 12%
5. “Игра в бисер” для напыщенных эстетов.- 7%



На первый взгляд, победил оптимистический подход. Более трети респондентов полагает, что современная классическая музыка есть ни что иное, как продолжение дела Баха и Моцарта. Однако более пристальное рассмотрение результатов показывает обратное. Почти две трети опрашиваемых считают, что академическая музыка наших дней является экзотическим лоскутком на увядающем и обнаженном игроке в бисер, а правила самой игры неизвестны никому, даже напыщенным эстетам. Честно говоря, я согласен с неутешительными выводами скрытого большинства. :-)


18.08.05
Новые поступления в библиотеку.
Струнные квартеты Альфреда Шнитке № 2, 3
Николай Каретников. Соната для скрипки и ф-но. (ноты прислал Евгений Н.)



17.08.05
Соломон Волков о квартетах Шнитке.
Удивительно Шнитке чувствует природу инструментов. Исполнитель его музыки ощущает себя актером, получившим шекспировскую роль. Особенно это касается струнных, которые в музыкальном сознании Шнитке доминируют. Может быть, в этом сказывается еврейский элемент в душе Шнитке? Во всяком случае, композитор дает струнным выразить необычайно широкий диапазон эмоций. Поэтому так важен в творчестве Шнитке жанр струнного квартета. Он их написал четыре, в каждом запечатлев существенную грань своего творчества: в 1966-ом, 1980-ом, 1983-м и 1989-ом годах. Каждое из этих сочинений - манифест момента. Подобным образом использовали струнный квартет Бетховен, Барток, Шостакович.
Феномен Шнитке, о котором я говорил, был бы невозможен без его работы в кино. В те годы, когда сочинения Шнитке редко звучали в советских концертных залах, музыка для фильмов служила не только отдушиной, но и лабораторией: так композитор мог экспериментировать с новыми идеями и приёмами. С некоторыми из кинорежиссёров у Шнитке сложились особенно тесные взаимоотношения, - например, с Ларисой Шепитько. Эта русская красавица поставила фильмы, вошедшие в золотой фонд русского кинематографа 70-х годов: "Ты и я", "Восхождение", "Прощание". Музыку к ним написал Шнитке. Шепитько погибла в автомобильной катастрофе, когда ей был 41 год. Её памяти Шнитке посвятил струнный квартет № 2. Здесь можно услышать отзвуки величавых древнерусских песнопений. В этой музыке выражена любовь Шнитке к России, её природе и людям.
Хотя между квартетами № 1 и № 2 пролегло расстояние в 14 лет, их можно читать как главы одной книги. В первом квартете Шнитке, по тем временам, вызывающе нон-конформен в своем последовательном использовании серийной техники. Это - манифест Шнитке-авангардиста. Не зря партийные чиновники сразу объявили эту музыку "антисоветской". Шнитке, напротив, объяснял, что ему в этом квартете хотелось передать процесс творчества. В кульминации там всё внезапно распадается, чтобы в конце вернуться к начальной строгой серии из двенадцати звуков. Прыжок ко Второму квартету грандиозен - не только временной, но и стилистический. А выглядит он абсолютно естественно. Как заметил Давид Харрингтон: "Ты закрываешь последнюю страницу предыдущего квартета, открываешь первую страницу следующего - и понимаешь, что именно эта музыка должна была появиться". Как хрупкий мостик между первыми двумя квартетами воспринимается "Канон памяти Стравинского", в котором Шнитке воздал омаж одному из своих любимых мастеров.
Центральная идея струнного квартета № 3 - карнавал музыкальных цитат, знаменующий новый период в творчестве Шнитке: "полистилистический". Здесь Шнитке с этим не вполне согласен. Он настаивает на роли интуиции, когда композитор не пишет музыку, а как бы "записывает" её, словно расшифровывая уже существующую партитуру. В этот момент, по словам Шнитке, композитор подключается к какому-то чудесному источнику вдохновения. Вот почему - добавляет Шнитке - каждое великое произведение кажется слушателям давно знакомым: они его уже "знают", ибо оно существовало "всегда".


12.08.05
Септет Шнитке
Альфред Шнитке – композитор, о котором многие слышали, но которого немногие слушали. И совсем уж считанным музыкантам выпало счастье исполнять музыку русского немца с Волги. Эдак, усесться вечерком в парадной зале семейного замка, зажечь свечи в массивных канделябрах, расчехлить виолы да гамба, поднять крышку клавесина – и вломить септет Шнитке, да так, чтобы паркет трещал!


07.08.05
Ссылка на Free Sheetmusic Library
В “ссылки” добавлен великолепный нотный архив. В архиве представлены почти все оркестровые произведения Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, все струнные квартеты и квинтеты Моцарта, фортепьянные сочинения Брамса, Шуберта, Шумана, произведения для органа Баха, Букстехуде, Фробергера, Генделя, Пахельбеля, клавиры всех кантат Баха. Большая просьба к посетителям архива: дабы не завалить сайт, не скачивайте файлы с помощью различного вида акселераторов, таких, как DAP, ReGet, FlashGet, и.т.д. У владельцев ресурса есть некоторые проблемы с повышенным трафиком.


01.08.05
Поиграем?
Юлия! Ваша просьба не осталась без ответа! О, кто же он, тот трубач, который рискнет поломать пальцы на “Полете Шмуля” неизвестного римского композитора Корсакова?
В реквесты, Юлия, в реквесты!


21.07.05
10 трио-сонат Генри Пёрселла.
Начинается многосерийная раздача нотных слонов под кодовым названием “10 сонат в четырех частях”, или по народному: “10 трио-сонат” Генри Пёрселла. Этот, второй сборник сонат, впервые увидел свет в 1697 году, уже после смерти композитора. Очарование музыки английского Орфея невозможно передать словами, поэтому для тех, кто незнаком с творчеством Пёрселла, я предлагаю послушать Канцону из сонаты Ми бемоль мажор. И, думаю, не ошибусь, если скажу, что следующим вашим действием будет лихорадочный поиск полной записи трио-сонат!


16.07.05
Бах в обработке Докшицера
Библиотека обновилась замечательными переложениями произведений И.С.Баха для трубы и ф-но. В годы молодости, будучи студентом муз. училища, я буквально “заиграл” эти вещи, а в органную прелюдию соль минор я просто влюбился! Кажется, что если бы во времена Баха труба была бы столь совершенным инструментом в техническом плане, как сегодня, Бах писал бы для трубы именно так, как это услышал великий русский музыкант - Тимофей Александрович Докшицер.


10.07.05
По поводу ваших просьб раздобыть те или иные ноты.
Я бы с радостью разместил на своем сайте всю существующую музыкальную литературу, включая оперу Вано Мурадели “Октябрь” с поющим Лениным в главной роли. Но... К счастью для меня и для вас, я не один в поле воин. Об обогащении вашего музыкального репертуара позаботились мои многоуважаемые виртуальные коллеги, ссылки на сайты которых вы можете найти на странице ссылок. Но если отчается сердце ваше в стремительном сетевом поиске, то твердая search-рука моя непременно придет вам на помощь!



08.07.05
Ноты в библиотеке.
Генри Пёрселл. Опера "Дидона и Эней" (Dido and Aeneas)

Оскар Бёме. Концерт для трубы и ф-но
Антон Брукнер. Симфония № 9. (клавир)
Богуслав Мартину. Соната для трубы и ф-но.
Астор Пьяцолла. Четыре времени года для ф-но.
Генри Томази. Концерт для трубы с оркестром.


17.10.05
Пауль Хиндемит. Соната для трубы и фортепьяно
Хиндемит ставил перед собой задачу написать для каждого инструмента по сонате, и, как ни странно - он эту задачу почти выполнил. Однако соната для трубы и фортепьяно стоит особняком в творчестве композитора. Это произведение Хиндемит написал в 1939 году в эмиграции, в Швейцарии, поскольку в Германии пришедшие к власти нацисты объявили его искусство "дегенеративным", а в официальной прессе начали против него кампанию травли. Даже высшее нацистское руководство не оставило фигуру композитора без внимания. Так, Йозеф Геббельс, выступая в берлинском дворце спорта, назвал Хиндемита "атональным производителем шумовых помех".

Соната для трубы — одно из самых значимых сочинений Хиндемита. По глубине мысли и драматизму соната не уступает самому известному произведению композитора - симфонии "Художник Матис". Аннексия Австрии, оккупация Чехословакии, начало 2-й мировой... Ветер безысходности веет над Европой, привычный мир рушится, и, кажется, что спасение не придет никогда. Мрачную атмосферу особо подчеркивает завершение траурного финала сонаты хоралом Иоганна Себастьяна Баха "Все люди должны умереть".

Мне кажется, что это лучшее произведение для трубы, которое было написано в 20-м веке.


Хостинг от uCoz